Последняя улыбка гения или опера ценою в жизнь? Печать
КУЛЬТУРА - Музыка
23 Ноября, 2019

Автор: Ольга Орловская

"Волшебная Флейта"

Побывав на прекрасной постановке " Волшебной Флейты" в WNO, мне захотелось немного рассказать о самой опере, ставшей последней в творчестве величайшего композитора. Ходили слухи о том, что причиной смерти композитора стала именно эта опера, раскрывшая секреты масонского ордена. Так ли было на самом деле? Наш великий А.С.Пушкин, написав "Маленькие трагедии" , у меня, например , с детства поселил веру, что именно Сальери отравил Моцарта... Что же было на самом деле?

Жизнь и карьера великого Моцарта началась феерически. Мы знаем, что его отец сделал все возможное и невозможное в образовании и продвижении таланта юного гения, так как был придворным композитором и скрипачом при архиепископе Зальцбурга . Долгие изнурительные гастроли для демонстрации дара юного "Божьего чуда", как отец называл сына, углядев в кляксах 4х- летнего малыша гениальные мелодии , разнесли слух о ребенке - виртуозе . Есть исторический эпизод в жизни 6-летнего Амадея,выступающего перед императрицей Марией Терезией,которая нежно отнеслась к юному виртуозу, позволила поцеловать себя в щеку и даже великодушно подарила ему костюм.

А случилось вот что: Юный Амадей влюбился.... Он увидел Марию-Антуанетту. И придумал упасть, тогда , как эрцгерцогиня, будущая королева Франции , согласно этикету, должна была помочь гостю. И он восторженно прошептал: "Вы славная, мы поженимся, когда вырастем!" Амадею было 6 ,а Марие-Антуанетте 5 лет в тот знаменательный день.. И кто знал тогда, что эти удивительные 2 судьбы будут иметь такой горький финал.

Мария-Антуанетта пережила Моцарта на 2 года и ее казнь стала притчей во языцех.

А Моцарт....Великий Моцарт так много успел за отведенный ему срок, но был похоронен по третьему разряду за 8 флоринов и 56 крейцеров в общей могиле для бедняков. Деньги на похороны Моцарта, кстати , пожертвовал барон Готфрид ван Свитен, особая фигура в жизни композитора. Человек с высокими титулами, видный дипломат, приближенный ко двору и к тому же чрезвычайно образованный музыкально человек, если можно сказать современным языком Свитен был "министром по культуре" . К его заслугам можно отнести популяризацию музыки Генделя и Баха. Но с появлением этого человека в жизни Моцарта начались тяжелые времена. Жизнь Моцарта как бы разделилась на две части. Жизнь, полная феерического успеха и финансовая благополучность сменилась нуждой, болезнями и страхом. Невзирая на огромный успех у публики, Моцарт, увы имел низкий авторитет как композитор.....Такое чувство, что Готфрид ван Свитен был уполномочен сделать жизнь Моцарта невыносимой. Дело в том, что будучи послом, меценатом и музыковедом, он к тому же еще и писал музыку. Но писал трудно, бездарно . Из под его пера выходили бескрылые произведения, названные Моцартом " Накрахмаленные симфонии" И это было пыткой для Свитена -знать, - но не мочь. Именно он, очевидно и стал прообразом Сальери в "Маленьких Трагедиях" Пушкина. Тогда как слава А. Сальери в то время гремела как на поприще преподавания, так и как композитора, особенно учитывая моду на итальянскую оперу в то время. Оперы Сальери , где главные партии исполняли его протеже, имели успех. Среди его многочисленных учеников был сам Л. В. Бетховен.

Настоящий перелом в жизни Моцарта наступает после премьеры искрометной оперы "Свадьба Фигаро", которая прогремела с огромным успехом в Вене. Но кто-то объяснил императору, о чем на самом деле опера...Ведь сама пьеса Бомарше " Женитьба Фигаро" повествует о глупости тех, кто правит, и об уме тех, кто править не может. Не надо верить властителям, когда они говорят о любви к свободе .... И тогда император понял, что лучше иметь идеи французских просветителей подальше от Вены....

Собственно с этого момента Моцарт впал в немилость, растерял почти всех своих учеников. Глухая война против Моцарта опустошает, подтачивает и без того ослабленное здоровье. Но в это время Свитен знакомит Моцарта с Генделем и Бахом. И в этот труднейший период жизни Моцарта, когда он работает-работает до истощения, этот "гуляка праздный" , как в шутку его назвал наш величайший А.С. Пушкин, рождаются самые лучшие из его жемчужин. Историки музыки даже называли Моцарта " Солнечным Юношей". Все Моцарту дается так легко, он повсюду пишет , где бы он ни находился. Но в его музыке, даже самой светлой, даже написанной в самых ярких мажорных тональностях всегда проглядывает двойственность. Действительно , тот оптимизм, который был присущ Амадею, независимый характер, дерзость в общении с сильными мира сего - делали его похожим на дитя. Нет денег на дрова, будем согреваться танцами. Это у Моцарта, чьи огромные гонорары за концерты еще недавно давали возможность жить расточительно, с размахом теперь не было денег на дрова.... И вот погрузившись всем нутром, каждой своей клеточкой в гениальную музыку Баха и Генделя, рождается новый Моцарт.

Правда музыка его становится иной и несколько опережает вкусы публики. Так его опера "Дон Жуан" непонятна публике. Эта драматическая поступь рока, как у Бетховена в знаменитой теме 5й - симфонии "Так судьба стучится в дверь". Так и у Моцарта в "Дон Жуане" чувствуется зыбкость бытия, жизнь и смерть так рядом.... И вот написаны последние 3 симфонии, среди них " Юпитер" , 41 симфония с чудесами контрапункта в финале, которые в полной мере могут оценить пожалуй только люди, изучавшие полифонию. Написана знаменитая 40 симфония , которая стала знаменитой настолько, что любой ребенок в любой стране узнает эту гениальную музыку.

И вот в 1790 году Э. Шиканедер заказывает Моцарту " оперу для народа" на немецком языке. И Моцарт принимается за работу. Надо сказать, что Шиканедер не только автор либретто, но и станет исполнителем Папагено, а кроме того , он, как и Моцарт , является членом тайного Братства " Вольных каменщиков". И оперу эту Шиканедер хочет посвятить недавно скончавшемуся магистру австрийских масонов Игнацу фон Борну. Таким образом "Волшебная Флейта" признана воспеть, а вовсе не наоборот открыть строжайшие тайны ордена. (Многие писали, что Моцарт дерзнул раскрыть тайны и поплатился жизнью) .

Также поводом написания этой оперы послужили распространившиеся слухи о предстоящем запрете масонских лож. Масонство в Австрии в начале 90х годов 18 века стало подвергаться гонениям со стороны императора Иосифа 2 го.

Давняя мечта композитора обратить свой взор на народную культуру Австрии наконец осуществляется. И вот рождается прекрасная захватывающая сказка- опера , тем более жанр Зингшпиль с разговорными диалогами делает ее "доступной и понятной народу". Но на самом деле в этой опере , воспевающей масонство , показана вся глубина идеалов справедливого общества. Идеи мудрости ,победа разума, любви и единства - все то, что является духовным смыслом братства вольных каменщиков. Сюжет оперы-собирательный. Приключения Тамино напоминают древнеегипетские сказки " О странствующем сыне фараона".

Имя Зарастро - форма имени Зороастра, известного в то время древнего мудреца, философа и мага. Опера наполнена масонскими триединствами ( три дамы, три духа, три двери, ведущие в храм. Безусловно, и сама музыка наполнена символами. Увертюра звучит в Ми бемоль мажоре ( 3 бемоля), тройной аккорд повторяется трижды. Кстати , эту тональность Моцарт нередко использовал в своих масонских произведениях . Испытания огнем, водой выводят героев от тьмы к свету через посвящение. Успех оперы был ошеломительным, на следующий день вся Вена распевала мелодии из оперы. Но автору так важно было молчаливое одобрение тех в зале... из ложи.

И вот успех вновь повернулся светом к Моцарту. Но как это нередко случается у гениев, успех настигает после смерти , или как случилось с Моцартом , - совсем близко к ней. Моцарта давно преследовал "Черный человек" , не дававший покоя его уставшему воспаленному воображению ни днем , ни ночью.

Явившийся однажды в июльскую жару худой, высокий человек в сером плаще , зловеще похожий на погребальный катафалк , заказал Моцарту реквием и щедро заплатив, не назвал даты... Потом этот человек несколько раз напомнит, продвигается ли работа. Мнительный Моцарт до конца верил,что реквием этот предназначается для него.... И работа над Флейтой шла параллельно с работой над реквиемом. Это потом мы узнаем, что этот полный таинственности "Черный человек" всего навсего доверенное лицо некоего дворянина, который в попытке создать себе репутацию талантливого композитора, заказывал сонаты, концерты, симфонии, отдавал их гравировать с добавлением своей фамилии. Таинственность и строгая анонимность исключали разоблачение. Быть может, сам ван Свитен и был заказчиком?

Его 8 флоринов и 56 крейцеров, данные на похороны Моцарта, были шуточной суммой, потраченной ранее самим Моцартом на похороны своего скворца. Удивительно , что никто из масонов не пришел проститься с Моцартом. Поэтому ходило немало слухов , что Моцарт был отравлен, поэтому он был похоронен очень спешно ночью 6 декабря, прямо на следующий день после смерти. Тело его имело все отвратительные признаки отравления. Поэтому невозможно было ждать для соблюдения всех правил, похороны его провели в огромной спешке и так, чтобы никогда невозможно было сделать эксгумацию. Даже жена Констанца через 17 лет не смогла найти места погребения...

Странно, что богач Свитен не нашел средств, чтобы обеспечить почитаемому им композитору надгробие, якобы сберегал деньги для семьи Моцарта,оставшейся в долгах. А пару недель до смерти Моцарт дирижировал в масонской ложе , исполнялась его Малая Масонская кантата. После этого выступления Моцарт слег и уже не вставал. Он даже жене шепнул: "Кажется меня отравили".... Говорили,что он отравлен ртутью - таковы были методы лечения в то время, так как в городе бушевала лихорадка и Моцарт слег сразу после своего последнего дирижирования в ложе. Врачи констатировали у Моцарта просовидную лихорадку и отец Свитена, придворный врач императрицы Марии-Терезии якобы лечил Моцарта хлоридом ртути. (Мода была тогда лечиться ртутью). Мы никогда не узнаем причины столь безвременной кончины величайшего из композиторов. Была ли это смерть от лихорадки, или ему не простили "Гимна Масонству" - оперы "Волшебная Флейта".

Но дух Моцарта жив, как и вся гениальная музыка осталась навеки с нами и вот прошло уже более 200 лет со дня смерти Моцарта, а музыка его торжествующе звучит по всему миру.

Я немного попутешествовала в 18 веке, пора и вернуться к постановке "Волшебной Флейты " в Вашингтонской Опере.
Скажу только пару слов. Постановка была замечательная, красочная, живая. Хороша и для детей с милой компанией симпатяг Зеленоглазого дракона ,змея, золотогривых львов. Прекрасный свет и декорации. Но также хороша постановка Маurice Sendak and Neil Peter Jampolis и для взрослых,т.к. именно в этой постановке символы масонства не даны полунамеком, а прямо -таки представлены "на пьедестале" хрестоматийно. Строительство храма на музыке масонского хорала во 2м действии даже показывает нам орудия этих самых вольных каменщиков, Тамино с завязанными глазами готовится к посвящению. Испытания огнем и водой. Элементы костюмов, которые не просто символы, а прямо-таки цитаты.
Даже Папагено снимает один носок..... (конечно выше , чем в подмастерья его бы и не посвятили :) Правда потом неловко надевает обратно, но факт остается фактом. А предсвадебное возложение в золотых плащах? Все эти эмблемы, даже ,а не символы говорят сами за себя .

Постановщики оперы не стали миндальничать с секретами масонов и получилось здорово. Певцы пели ровно-стильно добротно. Я бы выделила исполнителя Зарастро. Wei Wu в этой партии прозвучал величественно и без излишних эмоций, используя почти одну краску в голосе, но зато каком! Ну а исполнительница партии Царицы ночи (Kathryn Lewek) - так это просто праздник в опере! На редкость красивый тембр, отличнейшая техника и сильнейшая харизма. (редко в этой партии сейчас услышишь не стертый голос) Ей одной удалось унять коней в лице беспомощного дирижёра. Она смогла заставить МаэстрУ":) держать мхатовские ферматы и даже спеть Фа в первой арии и подержать столько,сколько хотела.- Мол знай наших! А в дирижера не стреляйте, он , вернее она старалась держать метр.....

Уже на увертюре я поняла -" Шеф, усе пропало":) Ни штрихов , ни стиля, ни блеска, ни правильного движения, ни эпохи... трудно было узнать любимую музыку, " по складам" прозвучала увертюра, словно школьный оркестр взялся за Моцарта.

Но, к счастью, я была не на премьере, спектакль успел "настояться, " набрать соку" , "отансамбливаться":) хоть немного. Оркестр почти не расходился с солистами... Видимо уже солисты попривыкли, или дирижер стал все-таки немного слушать музыку, а не как солдафон, который не знает слов "музыка" -"Моцарт."... Как все-таки прекрасные музыканты WNO могут по-разному играть с разными дирижерами! В данном спектакле хороший состав исполнителей вкупе с яркой постановкой отвлекали от партитуры.

И еще одна важная вещь. Ну очень непривычно слышать на английском, когда всю жизнь везде Флейта звучит на немецком. Но видимо, как и хотел В. А Моцарт, постановщики NWO выполнили его завет,чтобы опера звучала на родном языке. Нельзя ослушаться последней воли величайшего из Музыкантов.